Электронный больничный лист

В 2015 году Фонд социального страхования, который ежегодно обрабатывает огромное количество больничных листов, принял решение о замене бумажных листков нетрудоспособности на электронные.
В Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ были разработаны и внесены соответствующие поправки.
Закон с изменениями от 01.05.2017 № 86-ФЗ вступает в силу с 1 июля 2017 года.

Читать далее (нажмите на картинку)

Пилотный проект был запущен еще в 2015 г. в ряде регионов России: г. Москве, Белгородской, Тамбовской, Самарской и Астраханской областях, поэтапный ввод продолжился в Новосибирской области и Крыму.
За 3 прошедших года система электронных больничных продемонстрировала свою эффективность, за счет снижения рисков утраты, подделки или порчи документов, а также более оперативного обмена данными между пациентом, мед. учреждением, работодателем и территориальным отделением ФСС.
И с 1 июля 2017 года система электронных больничных стартовала по всей стране.
Медицинские учреждения, у которых есть усиленная квалифицированная электронная цифровая подпись (ЭЦП), могут начать оформлять электронные листки нетрудоспособности (больничные листы) наравне с бумажными.
По задумке постепенная компьютеризация медицинских учреждений в итоге избавит всех заинтересованных лиц от использования бумажных листков нетрудоспособности.
Но переход на современный формат больничного документооборота будет мягким… Полностью бумажные листы нетрудоспособности не отменят. Они продолжают действовать с полной юридической силой и позволяют получить начисленные пособия по временной нетрудоспособности и по беременности и родам.
И если пациент категорически не желает оформлять больничный бланк в электронном формате, никто не вправе его принудить к этому.

Сразу хотим оговорится, что правила заполнения больничных не изменились, – порядок внесения данных прописан в Приказе № 624н от 29.06.11 г.
Форма бланка также не изменилась и как ранее, состоит из 3 основных разделов, заполняемых работодателем и мед. учреждением, — бланк утвержден Приказом № 347н от 26.04.11 г. Форма, .

Что же принесет с собой электронный документооборот больничных бюллетеней?
В первую очередь, существенно снижается вероятность ошибок и неточностей при заполнении листков, а следовательно, необходимость их переоформления.
Исключаются ошибки в расчете больничного листа. И существенно минимизируются случаи подделки бланков, сокращается бумажная волокита.
Напомним, специалисты фондов на местах снимают расходы на пособия из-за незначительных недочетов в больничных листах.
С приходом электронных больничных листов всего этого можно будет избежать. Также организациям станет проще проверять, заполнять и хранить больничные.
Важным отличием электронных бланков от обычных состоит в сокрытии диагноза пациента – причина болезни не указывается открыто в общедоступных сведениях.
Дополнительно каждый гражданин имея доступ к общей базе, легко сможет проверить правильность начисления пособий.

Чтобы оформить листок нетрудоспособности, пациенту, как и раньше, необходимо обратиться к врачу в аккредитованную медицинскую организацию, имеющую право выписывать больничные.
После оказания медицинской помощи врач оформит больничный листок либо в бумажном виде, либо с письменного согласия пациента в электронном виде. Форму согласия уже разработал Минтруд. Она есть в порядке электронного взаимодействия (regulation.gov.ru).
Электронный больничный формируется в специальной электронной системе и после заверения усиленной электронной цифровой подписью (ЭЦП) медицинского работника и медицинской организации передается в общую базу ФСС России.
Пациенту передается только номер электронного документа, который необходимо передать работодателю. Организация и ФСС получают все необходимые сведения для расчета и возмещения пособий через специальную электронную систему больничных.
Организация-работодатель в личном кабинете получит уведомление о поступлении электронного больничного и в электронном виде заполнит раздел «Заполняется работодателем» бланка нетрудоспособности.
После чего бланк передается на контрольную проверку в ФСС. В случае успешной проверки сотруднику выплачивается сумма начисленного пособия.

Присоединиться к проекту электронных листков может любая компания, имеющая усиленную ЭЦП; для этого необходимо заключить с филиалом фонда соглашение об информационном взаимодействии.
Кроме того, организации нужно будет изменить бухгалтерскую учетную политику. В ней надо предусмотреть, что компания принимает электронные больничные листки наравне с бумажными.
Чтобы работать с электронными больничными листками, организации-работодателю потребуется зарегистрировать личный кабинет на официальном сайте Соцстраха по адресу cabinets.fss.ru.
Для этого надо зарегистрировать организацию на сайте gosuslugi.ru. Сервис уже работает.
Через него компании будут обмениваться сведениями об электронных больничных с ФСС.

Организация-работодатель вправе не открывать личный кабинет и не подключаться к электронному обмену больничными.
Штраф за это действующее законодательство на сегодняшний день не содержит.
Но в таком случае сотрудники такого страхователя смогут оформлять только «бумажные» листки нетрудоспособности.
Электронный больничные будет для них недоступны, поскольку сотрудники из ФСС не найдут страхователя в единой информационной базе.
Если же клиника и работодатель участвуют в электронном обмене, сотрудник сможет решить, какой брать бюллетень — бумажный или электронный.